ГлавнаяПолезная информацияНормативно-правовые документы

Правила пользования грузовыми вагонами в международном сообщении (ПГВ) — Раздел III. Перевозочные приспособления, контейнеры и поддоны

Содержание

Раздел III. Перевозочные приспособления, контейнеры и поддоны

§ 12. Перевозочные приспособления

12.1. Перевозочные приспособления, указанные в Приложении 4 к ПГВ, могут следовать с грузом до станции назначения или перегрузки и передаются на железные дороги другой страны на условиях срочного возврата.

Специальные приспособления, являющиеся неотъемлемой частью вагона и имеющие номер этого вагона (например, постоянные дверные щиты, стойки), перевозочными приспособлениями не считаются. Ответственность дороги-пользовательницы за повреждение или утрату таких частей определяется § 6 ПГВ.

12.2. Перевозочные приспособления должны иметь трафареты страны-собственницы, а брезенты, кроме того, номер и размер в квадратных метрах. На перевозочных приспособлениях могут быть нанесены также другие знаки и надписи, установленные на дорогах страны-собственницы.

12.3. Передача перевозочных приспособлений на пограничных передаточных станциях оформляется передаточной описью по форме Приложения 5 к ПГВ, составляемой сдающей дорогой в четырех экземплярах, по два экземпляра для каждой стороны.

Кроме того, на каждый брезент станция отправления составляет сопроводительный лист по форме Приложения 11 к ПГВ. На все другие перевозочные приспособления, находящиеся на вагоне или в вагоне, составляется только один сопроводительный лист в той же форме, в которой указывается количество перевозочных приспособлений. Сопроводительный лист следует с перевозочными приспособлениями до их возвращения на дорогу-собственницу.

Номер сопроводительного листа должен быть указан в графе "Наименование грузов" дорожных ведомостей, сопровождающих груз. Утраченные сопроводительные листы восстанавливаются сдающей дорогой. На них делается отметка "Дополнительные документы взамен утраченных".

При следовании перевозочных приспособлений до пограничных станций соседней железной дороги, на которых производится перегрузка грузов, сопроводительные листы не составляются.

Если сопроводительный лист содержит неправильные данные или если в сопроводительном листе отсутствуют введенные перевозочные приспособления, следует отметить фактическое состояние в графе "замечания" сопроводительного листа и подтвердить подписью, датой и штемпелем станции. Записи станции отправления не должны изменяться. Для железных дорог колеи 1520 мм, за исключением МТЗ, станцией отправления считается пограничная передаточная станция.

12.4. Месячный учет перехода перевозочных приспособлений, за исключением брезентов, осуществляется пограничными станциями каждой стороны по балансовым ведомостям формы Приложения 6 к ПГВ, которые составляются отдельно на перевозочные приспособления каждой железной дороги.

Месячная балансовая ведомость составляется сдающей стороной 5-го числа месяца, следующего за отчетным, в четырех экземплярах, по два экземпляра для каждой стороны. Балансовые ведомости подписываются начальниками пограничных станций и заверяются календарными штемпелями этих станций.

Стороны ведут отдельно по дорогам-собственницам контрольную балансовую ведомость в одном экземпляре; итоги суточного перехода и остатки согласовываются агентами обеих сторон.

На основании балансовых ведомостей, составляемых на пограничных станциях, принимающая дорога определяет суточные остатки находящихся на дороге перевозочных приспособлений каждой дороги-собственницы. По суточным остаткам составляется месячный сводный отчет, который высылается дороге-собственнице в срок до 30-го числа месяца, следующего за отчетным, с приложением одного экземпляра балансовых ведомостей, полученных от пограничных станций.

Учет перехода брезентов ведется номерной по передаточным описям.

12.5. В случае перегрузки груза в другой вагон из-за повреждения вагона в пути следования, перевозочные приспособления могут следовать вместе с грузом до станции назначения или до пограничной станции, если вагон следует в перегрузочном сообщении. При этом в сопроводительном листе должна быть сделана отметка о перегрузке с указанием номера вагона, в котором следуют перевозочные приспособления после перегрузки.

12.6. Перевозочные приспособления, принадлежащие железной дороге, должны быть возвращены дорогой назначения на дорогу-собственницу немедленно после выгрузки груза или после перегрузки его на пограничной станции. Дорога назначения и транзитные дороги могут использовать эти перевозочные приспособления только для погрузки грузов назначением на дорогу-собственницу.

Перевозочные приспособления, принадлежащие отправителям, являются составной частью грузовой отправки и по передаточной описи и по балансовой ведомости не учитываются.

После прибытия на станцию назначения перевозочные приспособления, принадлежащие отправителям, должны быть переданы в распоряжение получателей грузов.

12.7. Перевозочные приспособления, использованные в обратном направлении для погрузки грузов, могут передаваться через любые пограничные станции. Неиспользованные перевозочные приспособления должны быть отправлены дороге-собственнице кратчайшим путем.

Перевозочные приспособления, принадлежащие железной дороге, перевозятся бесплатно и, по возможности, большой скоростью. Перевозка возвращаемых перевозочных приспособлений оформляется сопроводительным листом согласно пункту 12.3. как мелкая или повагонная отправка в зависимости от количества перевозочных приспособлений.

Брезенты, возвращаемые неиспользованными, должны быть просушены, сложены и увязаны веревками таким образом, чтобы инициалы железной дороги и номер брезента были видны. Тросы и веревки не должны вкладываться в брезенты.

Брезенты, которые следуют на дорогу-собственницу через транзитные дороги, кроме того, должны отправляться дорогой-пользовательницей в запломбированном виде. Передача таких брезентов с одной дороги на другую производится с проверкой пломб, без проверки состояния брезентов, за исключением последней транзитной дороги (которая передает брезент дороге-собственнице), сдающий агент которой вместе с агентом дороги-собственницы должен проверить состояние брезентов.

В случае возвращения брезентов повагонной отправкой, пломбируется только вагон. При передаче проверяется только целость пломб, а не состояние брезентов, за исключением последней транзитной дороги (передающей брезенты дороге-собственнице), агент которой вместе с агентом дороги-собственницы должен проверить состояние брезентов.

В случае обнаружения повреждений брезента в размерах, указанных в пункте 12.13, агенты обеих сторон устанавливают процент повреждения и отмечают его во всех экземплярах передаточной описи и сопроводительного листа.

В передаточной описи и сопроводительном листе следует указать по пломбам название железной дороги, номер пломбы, а также дату и станцию отправления брезента.

Эти данные должны быть удостоверены подписями агентов сдающей и принимающей дороги, а также календарными штемпелями пограничных станций обеих сторон.

12.8. Перевозочные приспособления, использованные для перевозки грузов в вагонах, указанных в пункте 3.5 (абзац 5-й и 6-й), в бесперегрузочном сообщении должны передаваться промытыми и продезинфицированными за счет дороги выгрузки. Непромытые и непродезинфицированные перевозочные приспособления принимающая дорога имеет право не принять.

12.9. Перевозочные приспособления в прямом международном сообщении передаются без оплаты за пользование.

При задержке брезентов сверх установленного срока дорога-пользовательница возмещает дороге-собственнице за каждые сутки задержки по ставке согласно пункту 6 Приложения 34 к ПГВ.

Устанавливаются следующие сроки нахождения брезентов: на дороге назначения — 14 суток и на каждой транзитной дороге — 6 суток.

Для дорог колеи 1520 мм и КЖД срок нахождения брезентов на дороге назначения и транзитных дорогах устанавливается из расчета 200 км проследования брезентов в сутки и нахождения на станции выгрузки или на пограничной станции, на которой производится перегрузка груза, не более 6 суток. Расстояние следования брезентов по дороге назначения в сопроводительном листе проставляется станцией назначения со штемпелем станции назначения.

При исчислении срока нахождения брезента день приема и день сдачи брезента принимается за одни сутки.

12.10. Перевозочные приспособления, не возвращенные на дорогу-собственницу в течение четырех месяцев, считаются утраченными.

Дорога-пользовательница извещает дорогу-собственницу об утрате перевозочных приспособлений и возмещает дороге-собственнице их стоимость, приведенную в расценочной ведомости Приложения 4 к ПГВ.

В случае, если дорога-пользовательница после истечения четырех месяцев не заявила об утрате перевозочных приспособлений, тогда дорога-собственница направляет счет дороге-пользовательнице на утраченные перевозочные приспособления.

Размер возмещения за перевозочные приспособления, не указанные в расценочной ведомости, определяется по расценкам, действующим на дороге-собственнице.

Утраченные перевозочные приспособления из балансовой ведомости исключаются.

Начисление платы за задержку утраченных брезентов прекращается со дня высылки извещения дороге-собственнице об утрате или по истечении четырехмесячного срока, после которого невозвращенные брезенты считаются утраченными.

12.11. Дорога отправления должна отправлять груз с исправными перевозочными приспособлениями, а дорога-пользовательница должна бережно обращаться с ними и возвращать их в исправном состоянии.

12.12. При повреждении перевозочных приспособлений дорогой-пользовательницей последняя должна отремонтировать их своими средствами и за свой счет.

12.13. В случае возвращения дорогой-пользовательницей перевозочных приспособлений в поврежденном состоянии, имеющиеся повреждения отмечаются в передаточной описи и сопроводительном листе с указанием размера повреждения.

Устанавливаются следующие размеры повреждений перевозочных приспособлений и их стоимость.

12.13.1. Брезенты:

— при повреждении от 10 до 25% — 10% стоимости брезентов;

— при повреждении свыше 25 до 60% — 35% стоимости брезентов.

12.13.2. Другие перевозочные приспособления:

— при повреждении от 25 до 60% — 35% их стоимости.

Если перевозочные приспособления повреждены более чем на 60%, они считаются утраченными.

Ремонт брезентов с повреждениями менее 10% и других перевозочных приспособлений с повреждениями менее 25% производится дорогой-собственницей за свой счет.

12.14. Процент повреждения перевозочных приспособлений устанавливается агентами принимающей и сдающей сторон в пункте передачи. Количество неисправных перевозочных приспособлений указывается в передаточной описи.

Кроме того, о повреждении перевозочных приспособлений делается отметка в сопроводительном листе в графе "Примечание" с указанием процента повреждения и дороги, на которой произошло повреждение. Отметка заверяется подписью агентов принимающей и сдающей сторон и календарными штемпелями пограничных станций.

12.15. Счет за повреждение и утрату перевозочных приспособлений, а также за задержку брезентов предъявляется дорогой-собственницей той железной дороге, на которой перевозочные приспособления были задержаны, утрачены или повреждены.

12.16. Если утерянные перевозочные приспособления найдены и возвращены дороге-собственнице в течение года со дня утери, то дорога-собственница возвращает полученные суммы за перевозочные приспособления за вычетом 6% годовых, которые начисляются со дня извещения дороги-собственницы об утрате до момента их возвращения.

§ 13. Контейнеры

13.1. В международном железнодорожном грузовом сообщении допускаются к обращению универсальные среднетоннажные контейнеры вместимостью 5 и 11 м3 с максимально допустимой массой брутто 3 и 5 т соответственно.

Другие железнодорожные контейнеры, в том числе и специальные (изотермические, для перевозки наливных грузов, цемента, битума и др.), допускаются к обращению по согласованию между железными дорогами, участвующими в перевозках.

Универсальные среднетоннажные контейнеры могут перевозиться со всех станций, открытых для отправки контейнеров во внутреннем сообщении, только до станций, указанных в перечне станций приложения, включенного в соглашения, в которых участвуют отдельные железные дороги.

Контейнеры должны обеспечивать сохранность перевозимого в них груза.

13.2. Контейнеры должны иметь следующие знаки и надписи:

13.2.1. обозначение дороги-собственницы;

13.2.2. номер;

13.2.3. грузоподъемность;

13.2.4. тара;

13.2.5. емкость в кубических метрах.

Кроме того, на контейнерах могут быть другие знаки и надписи, установленные на дороге-собственнице.

13.3. На каждый контейнер станция отправления составляет сопроводительный лист по форме Приложения 11 к ПГВ, который следует с контейнером до его возвращения на дорогу-собственницу.1)

___________________________

1) для железных дорог колеи 1520 мм, за исключением МТЗ, станцией отправления считается пограничная передаточная станция.

В сопроводительном листе в графе "Контейнер" указывается номер и наименование дороги-собственницы контейнера; в графе "Примечание" указывается тип контейнера (деревянный или металлический) и его грузоподъемность брутто или емкость; в графе "Наименование груза" указывается: груженый или порожний. Сопроводительному листу присваивается очередной регистрационный номер.

В дорожной ведомости в графе "Наименование груза" указывается номер сопроводительного листа.

Если по какой-либо причине станция отправления не составила сопроводительный лист или если он утерян в пути следования, то пограничная станция сдающей дороги обязана составить новый сопроводительный лист с отметкой "Дополнительный".

13.4. Передача контейнеров с дороги на дорогу оформляется передаточной описью по форме Приложения 5 к ПГВ.

Опись составляется сдающей дорогой в четырех экземплярах — по два экземпляра для каждой стороны.

Контейнеры считаются переданными с момента подписания передаточных описей и наложения на них календарного штемпеля представителями принимающей стороны.

13.5. Технический и коммерческий осмотры универсальных среднетоннажных контейнеров, перевозимых на открытом подвижном составе, производятся или одновременно с осмотром в срок, предусмотренный пунктом 3.4, или отдельно от осмотра вагонов в месте, согласованном пограничным соглашением. Осмотр контейнеров, перевозимых в крытых вагонах, производится согласно пограничным соглашениям.

Пограничная станция имеет право отказаться от приема контейнеров неочищенных и непродезинфицированных. Контейнеры подлежат дезинфекции в случаях, предусмотренных в абзацах пятом и шестом пункта 3.5 для вагонов.

13.6. Не допускается передача с дороги на дорогу контейнеров, имеющих следующие неисправности, угрожающие сохранности груза или безопасности движения:

13.6.1. повреждения стенок контейнера и его дверей, крыш и потолочного перекрытия, а также основания контейнера, открывающие доступ к грузу;

13.6.2. неисправность замка или дверных петель, дающая возможность проникновения внутрь контейнера без повреждения пломбы;

13.6.3. неисправность крыши, прорыв листов, пробоины, разошедшиеся соединения гребней;

13.6.4. неисправность тяговых колец, петель или пальцев;

13.6.5. разрыв тягового пояса.

Указанные неисправности устраняются железной дорогой, допустившей эти повреждения, своими средствами и за свой счет, без изменения конструкции контейнера.

Периодический ремонт контейнеров производится железной дорогой-собственницей контейнеров на своих железных дорогах. Специальные контейнеры могут направляться для ремонта на дорогу-собственницу по отдельной договоренности. Если дороге-собственнице или транзитной дороге передается поврежденный универсальный среднетоннажный контейнер, то его состояние должно быть зафиксировано в акте по форме Приложения 2 к ПГВ, составленном принимающей дорогой и подписанным представителями обеих дорог.

За повреждения и недостатки, указанные в акте, материальную ответственность несет дорога-пользовательница. Акт является основанием для расчетов между дорогой, повредившей контейнер, и дорогой-собственницей.

Расчеты между БЧ, Холдингом БДЖ, МАВ, ЛДЗ, ЛГ, ЧФМ, ПКП, ОАО «РЖД», ЧФР, ЗССК КАРГО, УЗ, ЭВР производятся согласно Приложению 4а к ПГВ.

13.7. Дорога назначения и транзитная железная дорога могут загрузить универсальные среднетоннажные контейнеры в соответствии с пунктом 13.1. назначением на станции дороги-собственницы, а также на станции дороги, находящиеся на пути следования, если они расположены ближе дороги-собственницы.

Передача контейнеров на дороги, не участвующие в Договоре о ПГВ, может производиться только с согласия дороги-собственницы.

13.8. Порожние контейнеры должны возвращаться на дорогу-собственницу по первоначальным сопроводительным листам бесплатно и, по возможности, большой скоростью.

13.9. Срок обращения контейнеров устанавливается:

13.9.1. на дороге назначения — 12 суток;

13.9.2. на транзитной дороге — 6 суток (в одном направлении).

В случаях проследования контейнеров расстояния общей протяженностью свыше 1500 км (в оба направления) срок обращения устанавливается из расчета 130 км в сутки.

День приема и день сдачи считаются за одни сутки.

13.10. В случае превышения сроков обращения контейнеров, дорога назначения и транзитные дороги уплачивают дороге-собственнице за задержку контейнера плату согласно пунктам 7 и 8 Приложения 34 к ПГВ за каждые сутки задержки.

13.11. Утерянным считается контейнер, подлежащий списанию из инвентаря из-за тяжелого повреждения или не возвращенный на дорогу- собственницу в течение шести месяцев. О каждом утерянном контейнере дорога-пользовательница обязана известить дорогу-собственницу контейнера с указанием номера контейнера.

13.12. Дорога-собственница контейнера не позднее 30 суток со дня получения извещения об утере контейнера предъявляет дороге, утерявшей его, счет на возмещение стоимости утерянного контейнера.

Если по истечении шести месяцев со дня передачи контейнера от дороги-пользовательницы не поступит извещение об утере контейнера, то дорога-собственница предъявляет дороге, утерявшей контейнер, счет на возмещение его стоимости.

Возмещение за утерянный контейнер осуществляется по ценам, указанным в Приложении 4 к ПГВ.

По согласованию с дорогой-собственницей утерянный контейнер может быть возмещен путем замены его другим равноценным контейнером.

13.13. При утрате контейнера плата за его задержку прекращается со дня высылки извещения об утрате, а при отсутствии извещения — по истечении 10 месяцев со дня истечения сроков, установленных в пункте 13.12 настоящего параграфа.

13.14. Если в течение года со дня утери контейнер найден и возвращен дороге-собственнице, то дорога собственница возвращает полученную сумму компенсации за утерянный контейнер. Из указанной суммы вычитается 6% годовых, начисляемых с момента возмещения дороге-собственнице стоимости контейнера до момента его возращения на дорогу-собственницу.

13.15. Днем утери контейнера считается дата извещения об утере контейнера или при отсутствии извещения — день, следующий за днем передачи контейнера по истечении шести месяцев.

§ 14. Поддоны

 14.1. В международном грузовом сообщении допускаются к обращению:

14.1.1. четырехсторонние плоские деревянные поддоны размером 800 х 1200 мм;

14.1.2. четырехсторонние ящичные поддоны из стали размером 800 х 1200 мм.

Поддоны должны отвечать техническим условиям, изложенным в памятках ОСЖД:

— О+Р 591/1 «Технические условия на деревянные плоские поддоны размером 800 х 1200 мм с грузоподъемностью 1000 кг»;

— О+Р 591/2 «Технические условия на неразборные открытые, взаимозаменяемые в международном сообщении единые ящичные поддоны с основными размерами 800 х 1200 мм».

При обращении между дорогами-участницами Европейского парка поддонов они должны отвечать условиям этого парка.

14.2. Поддоны могут направляться только на станции, указанные в перечне Правил перевозки грузов на поддонах (приложение, включенное в соглашение, в котором участвуют отдельные дороги).

14.3. Передача груженых и порожних поддонов с одной дороги на другую производится на условиях равночисленного равноценного обезличенного обмена отдельно по типам поддонов.

Поддоны должны быть в пригодном для обмена состоянии и не должны иметь повреждений согласно Приложению 33 к ПГВ.

14.4. Передача груженых и порожних поддонов на пограничных станциях оформляется передаточной описью формы Приложения 5 к ПГВ, составляемой сдающей дорогой в четырех экземплярах, по два экземпляра для каждой стороны.

Поддоны считаются переданными с момента подписания передаточных описей и наложения на них календарного штемпеля представителем принимающей стороны.

Сведения о количестве и типе передаваемых поддонов берутся из накладной.

Перевозка передаваемых в порядке компенсации порожних поддонов между соседними дорогами производится бесплатно и оформляется ведомостью в соответствии с приложением, включенном в соглашение, в котором участвуют отдельные дороги.

Дорожные ведомости составляются только на порожние поддоны и только между соседними пограничными станциями, между которыми производится компенсация.